ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ. Ставропигиальный женский монастырь - О монастыре
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 
О монастыре

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 
Троице-Одигитриевский монастырь находится среди лесного массива в10 километрах от отметки 58-го километра от Москвы по Киевскому шоссе. Обитель основана по благословению святителя Филарета Московского в 1826 году преподобным Зосимой (Верховским, 1767-1833), известным пустынножителем, духовным писателем, основателем двух женских монастырей.

Повествуя об истории монастыря, вспомним о чудесном предзнаменовании свыше, дошедшем с давних времён и говорящем об устроении Божиего Дома на этом месте. В соседнем казённом селении Рыжкове (Кузнецово тоже) в часовне находилась чудотворная икона Божией Матери «Одигитрии», которую во время отступления французов осенью 1812 года крестьяне скрывали в чаще леса на том самом месте, где устроилась пустынная обитель, и по очереди её сторожили. Однажды какой-то седенький старичок, проходя мимо, сказал им: «Матерь Божия прославит здесь имя Свое». Его появление очень удивило крестьян-сторожей, т.к. они знали, что вокруг нет ни дороги, ни тропинки, - только леса и непроходимые болота. В октябре 1812 года, переходя с Калужского тракта на Смоленский по большаку через Плесково, Новиково, Фёдоровское, Руднево, Рыжково, Ожигово, прошёл со своей гвардией сам Наполеон.

Предсказание сбылось через четырнадцать лет. Землю для устроения обители пожертвовала помещица Мария Семёновна Бахметева (урождённая княжна Львова, 1764-1839) именно среди того самого леса в Верейском уезде (ныне Наро-Фоминский район) Московской губернии, в 60 верстах от Москвы. Старец не сразу согласился на её предложение – сестер страшили непроходимые болота, покрытые лесом и кустарником, окружавшие это место, да и удалённость от Божиего храма. Ближайшая приходская церковь в селе Рудневе находилась в четырёх верстах, а весной и осенью дорога к ней становилась непроходимой. Старец ободрял сестер, говоря, что здесь Господь дарует им высшее благо – тишину и уединение.

Пустыньку назвали Одигитриевской в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В ней зажили первые шестнадцать сестер, приехавшие за старцем из Сибири. Первые кельи сестер и отдельная келья старца были деревянные.

В 1833 году (24 октября/6 ноября) отошёл ко Господу старец Зосима (Верховский). Первый каменный храм во имя Живоначальной Троицы был построен над могилой старца Зосимы в 1838 году. Для того чтобы осуществить постройку храма, земля была оформлена на имя грузинской царевны Тамары, почитавшей старца Зосиму и пожелавшей помочь святому делу. В ответ на её прошение, 4 ноября 1837 года было разрешено на усадьбе Одигитриевой построить храм «для слушания грузинской царевне Тамаре, по слабости её здоровья, литургии, с тем чтобы по кончине её домовую церковь превратить в приходскую церковь безвозвратно». В конце 1838 года Троицкий храм был освящён.

Упрочение статуса обители и её храма закрепилось Указом Святейшего Правительствующего Синода от 8 декабря 1839 года, когда было закончено дело по прошению царевны Тамары о продолжении существования её домовой церкви после её смерти. Основание общежития было Высочайше утверждено 19 июля 1841 года, и Владыка Филарет сам написал для Троице-Одигитриевского общежития устав. Начальницей общежития была назначена инокиня Вера (Верховская, племянница и ученица старца Зосимы), которая представила список сестер сего общежития в количестве 34 человек. Сразу же был назначен в храм священник. купец Семён Лонгинович ЛепёшкинВидя обитель утверждённой, давнишний почитатель старца Зосимы московский купец Семён Лонгинович Лепёшкин, уже отстроивший в пустыньке Троицкий храм, возвёл вокруг обители каменную ограду с угловыми башенками (наподобие таковых в Предтеченском скиту Оптиной пустыни), выстроил большой каменный корпус и два малых каменных и каменные погреба, купил огороды в пользу обители близ Москвы, которые ежегодно приносили, хотя и не большой, но твёрдый доход.

Услышав предание 1812 года, сестры Одигитриевской пустыни пожелали поднять святую икону Одигитрию из часовни села Кузнецова и крестным ходом принести в свою обитель. Владыка благословил их благочестивое желание, и как только Царица Небесная посетила Свою обитель, в тот же год одна благодетельная госпожа [Арсеньева], исцелённая от болезни Материею Божиею, явившейся ей в сонном видении, пожелала выстроить небольшой храм во имя Божией Матери в каком-либо женском монастыре. Узнав же, что в Одигитриевской обители нет храма во имя Одигитрии, создала таковой над святыми вратами стены пустынной обители. 27 июля 1852 года этот храм уже был освящён, и престарелая мать исцелённой отдала в эту церковь чудотворную икону Одигитрии Смоленской, которая и находилась в этом храме до 1917 года.

Тогда же, в 1851 году, начались работы по расширению Троицкого храма двумя приделами. Основными вкладчиками были тот же московский купец С.Л. Лепёшкин и благодетельная госпожа Мария Ивановна Головина, пожертвовавшая средства на постройку одного придела. По-видимому, северный придел Троицкого храма с престолом во имя св. Марии Египетской, посвящён именно по тезоименитной святой Марии Ивановны Головиной. Расширенный Троицкий храм был освящён 1 октября 1855 года, литургию возглавил сам митрополит Московский и Коломенский Филарет. 

На праздник освящения приезжали также оптинские старцы Моисей, Антоний и Макарий.

Посетив Одигитриевское Троицкое общежитие не только для освящения храма, но и для личного усмотрения состояния общежития, митрополит Филарет нашёл, что по внешнему устройству общежитие имеет совершенный вид монастыря, о чём и доносил в Святейший Синод в конце декабря 1855 года. По сему Святейший Синод определил: «Одигитриевское Троицкое общежитие переименовать в общежительный Троице-Одигитриевский монастырь». Инокиню Веру (Верховскую) постригли в монашество и возвели в сан игуменьи. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев)Литургию по открытии монастыря возглавил Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев), который с самого начала утверждённого общежития (и вплоть до 1871 года – т.е. в течение тридцати лет) руководил жизнью Зосимовой пустыни в качестве благочинного. Сестер было в то время 120 человек. С весны 1857 года в Зосимовой пустыни начались монашеские постриги.

В 1857 году было закончено строительство колокольни с надвратным храмом в честь Рождества Иоанна Предтечи, который был освящён 22 июля. Теперь в монастыре стало три храма с пятью престолами (что и сохранилось вплоть до 1917 года). По окончании колокольни была составлена опись всего церковного и ризничного имущества и сдана в консисторию 10 декабря 1857 года. Утверждение монастыря повлекло множество пожертвований в обитель.

В 1860 году, по ходатайству Святейшего Синода, монастырь получил от правительства 150 десятин из казенной лесной дачи, в Верейском уезде находящейся при соседних деревнях Кузнецовой и Сотниковой.

В течение 1840-1860-х годов многие сестры Зосимовой пустыни находились в духовном общении со старцами Оптиной пустыни; некоторые были чадами преподобного Антония (Путилова). Второй настоятельницей монастыря (с 1869 по 1881) была игуменья Афанасия Качалова, духовное чадо прп. Антония Оптинского. Новый благочинный архимандрит Пимен Угрешский писал о Зосимовой пустыни в своих отчётах 1870-х годов так: «В настоящее время сия пустынь достойна быть поставляема в пример другим обителям. Настроение духа монашествующих истинно иноческое; смирение и послушание проявляются в полной мере, а потому в подвизающихся нет и признаков скорби, ни тени ропота, кроме скорби о том, что труден успех в борьбе с общечеловеческими немощами, и ропота на себя за то, что они не достаточно преуспевают в жизни духовной. Рачительность по церкви и соблюдение устава истинно примерное, трапеза весьма хорошая, в рукоделиях и трудах старание неусыпное, исполнение добросовестное. Средства обители самые ограниченные, но так как Настоятельница искусная в хозяйстве, расчетливо располагает ими, то и хозяйство идет успешно и ни в чем нужном не чувствуется недостатка. Зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца Зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне еще неослабно в ней обитает».

игуменья Магдалина (Верховская)Третьей настоятельницей Зосимовой пустыни (с 1881 по 1901) Господь сподобил быть игуменью Магдалину (Верховскую), внучатую племянницу старца Зосимы. При игумении Магдалине, в начале 1880-х годов, произошло величайшее для обители событие – обретение нетленных мощей преподобного Зосимы (Верховского). Об этом писал преп. Амвросий Оптинский в одном из своих писем [Собрание писем преподобного Амвросия Оптинского. Изд. Оптиной Пустыни, 1997. С. 97-98]. Число сестер возросло до 200 человек; из них 27 монахинь и 36 рясофорных послушниц. При монастыре существовала богадельня для престарелых сестер. Доход составлял от 3000 до 4000 руб.; всех угодий - 580 десятин. В 1880-1890-х годах монастырь получал огромное количество пожертвований, как никогда ранее и позднее. В это же время у монастыря появилось подворье в Москве. Можно сказать, что к рубежу веков Зосимова пустынь подошла в расцвете своих и духовных и материальных сил.

игуменья монастыря София (Быкова)Четвёртой игуменьей Зосимовой пустыни была назначена благочинная Московского Иоанновского монастыря София (Быкова). Она оказалась активной строительницей монастыря - при ней были построены три двухэтажных кирпичных корпуса (сохранившиеся до наших времён) и часовня на месте пустыннического подвига старца Зосимы в лесу, в трёх верстах от обители. Ещё с середины XIX столетия стало известно, что вода из колодца около старческой лесной кельи целебна. Одна женщина из местного селения вылечилась от рака лица, умываясь той водой с верою и молитвой. Количество земли у монастыря возросло до 778 десятин, расширилось московское подворье. В 1920 году, при реорганизации монастыря в сельскохозяйственную общину, игумения София, уже старенькая и немощная, вышла на покой и жила в богадельне Зосимовой пустыни вплоть до конца 1928 года.

После январского декрета 1918 года монастырю пришлось оформиться в виде сельскохозяйственной артели, благодаря чему удалось просуществовать ещё десять лет двумстам насельницам Зосимовой пустыни. При этом сохранялся внутренний монашеский уклад, что и послужило ликвидации артели в 1929 году. Величайший труд управления артелью взяла на себя послушница пустыньки Афанасия Лепёшкина, которую священноначалие постригло в монашество, возвело в сан игумении и ввело в управление монастырём для сохранения единоначалия. Монастырские земли были экспроприированы. Вплоть до 1928 года приходилось обходиться всего 40 десятинами земли. В начале 1920-х годов сестры голодали.

При изъятии церковных ценностей в мае 1922 года из Зосимовой пустыни было вывезено более четырёх пудов серебра. В 1923 году при храмах Зосимовой пустыни было зарегистрировано религиозное общество, состоящее из насельниц монастыря и крестьян из окружающих деревень. В Троицком храме продолжали служить оба монастырских священника: о. Михаил Виноградов и о. Димитрий Розанов. В декабре 1928 года своим постановлением Моссовет закрыл названные им «примонастырские лжекооперативы», в том числе и артель «Зосимова пустынь».

Сестрам пришлось разъехаться по соседним селениям (немногие смогли вернуться по домам). Вскоре многие из них были репрессированы и сосланы. Известны следственные дела 55 сестер, арестованных в 1931, и одной сестры, арестованной в 1932 годах. Никто из них не отрекся от Бога, ни одна не предала никого – все ушли в неизвестность ссылок и лагерей, не поколебавшись терпеть ради Бога посланные испытания. Некоторые из сестер, не угнанные в ссылку, остались рядом с родной обителью и после 1931 года. Кто-то служил в храме соседнего села Руднева алтарницами, просфорницами и т.п. Кто-то ухаживал за Отчиным колодцем. Арестованы были и оба священника. Некоторые из арестованных в 1931 году подверглись второй раз репрессиям в 1937 и 1938 годах.

К настоящему моменту прославлены шесть новомучеников из Зосимовой пустыни: игуменья Афанасия (Лепёшкина), инокиня Магдалина (Забелина), послушница Евдокия (Бучнева), послушница Мария (Портнова) и священники Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Священномученик Димитрий Розанов расстрелян в Бутово при втором аресте в 1937 году. Послушница Мария (Портнова) расстреляна также в 1937 году при втором аресте в городе Павлодаре в Казахстане, где она осталась жить по окончании срока первой ссылки. Остальные четверо погибли в казахстанской ссылке.
В начале 1990-х годов началось активное движение православных за возвращение святынь в лоно Русской Православной Церкви. 
20 августа 1999 года Зосимову пустынь почтил своим посещением с рабочим визитом митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Присутствовали члены Епархиального управления, Глава администрации Наро-Фоминского района Владимир Иванович Крамков со своими сотрудниками, представители Дирекции Московского метрополитена. После этого митрополитом было принято решение открыть в Зосимовой пустыни подворье Московского Новодевичьего монастыря под начальством игумении Новодевичьего монастыря Серафимы (Черной-Чичаговой). Настоятельницей подворья в Зосимовой пустыни была назначена монахиня Елена (Конькова). В апреле 2000 года обитель была преобразована в самостоятельный монастырь. Игумения Елена (Конькова) стала шестой настоятельницей Троице - Одигитриевской Зосимовой Пустыни. С 16 октября 2011 года настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова).